Давлат Худоназаров (председатель жюри):

Прежде всего хочу сказать, что я очень удивлен той атмосферой, в которой прошел кинофестиваль «Акбузат». Первый фестиваль – это трудное дело. Но было ощущение, что это пятый или седьмой фестиваль, настолько все было сделано со знанием дела. Видно, что организаторы обладали определенным опытом. Это достойно уважения и благодарности, что он прошел на этом уровне. А ведь это не просто фестиваль, а фестиваль национального и этнического кино!

В начале работы мы посмотрели игровые полнометражные картины, т.к. они большие по объему, затем короткометражные, и затем – документальные.

Среди игровых сразу определились лидеры. Это «Белый ягель» Владимира Тумаева, «Жаужурек мын бала» казахского режиссера Акана Сатаева и фильм из Кыргызстана «Курманджан Датка» Садыка Шер-Нияза. Последняя картина интересна тем, что киргизский зритель сам определили его национальным, она пришлась ему по душе.

Среди короткометражных нас порадовал фильм «Доктор» Анны Гороян. Картина явно выделялась из всей программы и темой, и образом доктора – русского человека, для которого важна человеческая жизнь, а не национальность и политика. Фильм сделан ненавязчиво, не декларативно, у зрителя есть возможность поразмышлять. Также мы отметили фильмы «Перегон» Руслана Акуна и «Личное дело» Андрей Носкова, которая отличалась своей нестандартностью и в ней чувствуется примета времени.

Среди документальных картин наиболее соответствовал девизу фестиваля фильм Игоря Янчеглова «Юрта». Во время получения своего приза «За лучшую режиссуру» он сказал, что особой режиссуры в фильме нет. Но ведь именно в этом и есть деликатность режиссера, когда дистанционно, ненавязчиво фиксируется определенный отрезок времени определенного этноса. Особо хочется отметить «Тринадцатый» киргизского режиссера Тыная Ибрагимова. Здесь и репортажные съемки, и крепкая режиссерская рука.

Конечно же, мы отметили еще 2 картины за их героев. «Еще вьется над крышей дымок…» Вилюры Исяндавлетовой и «Билет в одну сторону» Надежды Семеновой. Первая картина о том, как человек хранит верность своей Родине, а во второй – замечательный образ Валерия. Для меня каждый его прожитый час – это героизм. Инвалид с детства, без руки, без ноги – в нем столько упорства и жизнелюбия! Это Человек с большой буквы. Герои этих фильмов достйны уважения.

Что касается Гран-При, то это было единогласное и бесспорное решение жюри. Фильм сразу выделялся из разряда остальных. Он о многогранной личности – художнике, писателе, режиссере, актере Шавкате Абдусаламове, и по форме он сделан неоднозначней и сложнее, чем все картины. Виден профессионализм режиссера Татьяны Скабард и всей команды, ее упорство в достижении своей цели. И если посмотреть на фильм через призму национального и этнического кино, то по этническому происхождению трудно сказать, кто такой Шавкат. Одна из бабушек – персиянка, есть родовые связи с башкирами, есть иные крови. Но он работал в тех картинах, где преобладало этническое начало: у Климова, Хамраева, Тарковского…

Присуждение Гран-При документальному кино - в этом кинофестиваль «Акбузат» тоже оказался нестандартным. Конечно же – и мы это говорили с большой сцены – хотелось бы долгой жизни столь нужного для нашего кино фестиваля.

Одельша Агишев (член жюри):

Прежде всего хочу сказать о конкурсной программе. Фильмы отобраны тщательно и хорошо, соответственно направлению фестиваля. Я бывал на многих фестивалях, знаю, какой большой поток фильмов и что это огромный труд.

Явным украшением фестиваля стал целый ряд игровых картин: «Белый ягель» В. Тумаева, киргизский фильм «Курманджан Датка», казахский блокбастер, не уступающий ничем американским – «Жаужурек мын бала» А. Сатаева. Очень хорошая картина из Ирана - «Зеркальные отражения» Наргиз Абияр. Она бытовая, но это мир иранской женщины. Другие картины уступали этим лидерам, но – и это удивительно – при всей зрелищности игровые картины уступили документальным, связанным с теми гранями народной души, традиций, обрядов, природы, с которой связан их образ жизни... В игровых этнического все же было меньше, но зато стереотипов драматургии больше. А в документальном кино сама жизнь подсказала новые темы. Поразительный герой в фильме «Еще вьется над крышей дымок…» В. Исяндавлетовой. Человек, в котором воплотился национальный характер – он не бросил свою деревню, свою землю! Сильная картина «Билет в одну сторону» Н. Семеновой. В герое также воплотился национальный характер, но это русская суровость, когда мать жестко относится к воспитанию сына-инвалида: «Я умру, а ему жить!» Так он мало того, что конструирует, строит, так он еще вырезает из дерева! Ни в одной игровой картине не было столько трогательности и этничности…

Отличная новелла – «Тринадцатый» Т. Ибрагимова. Режиссер сумел поймать подсказки жизни и довести их до законченного фильма. Здесь и жестокость отца и слезы мальчика. И возникший отсюда второй слой – незапланированная тема отношений – а ведь это и есть произведение искусства.

Картина Махди Заманпура «Машти Исмаил» еще раз доказывает, насколько иранцы умеют трогать душу. Этот иранский неореализм не перестает удивлять.

Отмечу и фильм Георги Стоева «Хлеба и зрелищ». Это сильный режиссер.

Фильм Татьяны Скабард «Вечный странник» ошеломил личностью героя. Я знал Шавката давно, он был художником на наших фильмах. К сожалению, он не был моим другом – так сложилось. Шавкат – один из нашего поколения, но ему удалось так духовно осуществится, что это гипнотизирует. Сама личность Шавката заполнила картину так, что мелкие недостатки отступают. Шавкат высказывает то, что мы не умеем.

Фильм «Вечный странник» является сугубо этническим в двух смыслах. Во-первых, существует такой этнос, как творческие люди. А второе – это судьба Шавката. Это ярчайший пример перерастания этнического в общечеловеческое.

Особенность фестиваля – попытка обратить внимание на глубинную сущность народной души. В России около 140 фестивалей, но кинофестиваль «Акбузат» будет открытием – ведь в ней отражается душа многих народов. А ведь о ней забывают. Именно об особенностях уклада жизни, быта, выживания в этом мире, если хотите.

Я от всей души поздравляю всех организаторов фестиваля. Такого у нас в стране еще не было. Конечно же, фестивалю «Акбузат» надо держать эту планку и прочно занять эту нишу национального и этнического кино.

Василий Антипов (член жюри):

Для первого фестиваля – очень хорошая, разнообразная, интересная программа. Обширная география – и участников, и в самих фильмах. К примеру, русский режиссер Игорь Янчеглов снимает во внутренней Монголии свою «Юрту». И его победа, это победа и его монгольских героев!

Организаторы учредили замечательную номинацию «За лучшего героя документального фильма». Так и хочется назвать – «За настоящего героя». Ведь именно герой привлекает внимание зрителя. Выбор героя – главная удача режиссера. И в этом отношении, у жюри была сложная задача, так как практически во всех фильмах было много интересных героев. И Гран-При фестиваля – это тоже интересный герой.

Наверное, если есть такая личность – то есть и такое кино!

Самая оптимистичная номинация – это программа короткого метра. Когда видишь, как молодые начинают свой путь, еще не обремененные продюсером, с желанием заявить о себе, высказать, то, что на душе, о чем мечтают – это целое созвездие надежд. Дай бог, чтобы эти надежды не угасли, чтобы все шли своей дорогой.

Массу открытий было в полном метре. Было бы жалко, если такой подарок, как фильм «Белый ягель» будет обречен только на фестивальную жизнь и показ на канале «Культура»…

Очень интересное латышское кино. Где мы еще можем увидеть прибалтийское кино? Видно, как постарались организаторы фестиваля, чтобы представить такую интересную программу.

Обычно говорят, что если первый фестиваль удался на 30% - это уже успех. А на кинофестивале «Акбузат» - двойной, тройной успех, на 70 %. И, конечно же, это большое событие для города и республики. К сожалению, фестиваль был коротким, но уже на закрытии было видно, какой это подарок Уфе, студенческой Уфе. Надеюсь, что для местного производства это тоже большой толчок.

 В будущем, необходимо развивать и программу региональных фильмов. У меня даже подготовлена программа РФ РФ – региональные фильмы Российской Федерации. Кинопроцесс идет везде, несмотря ни на что. Бум якутского кино – зрительский интерес, хорошие сборы - яркий тому пример. Это ведь зарождение киноотрасли, а значит, профессиональные люди будут работать не на разовых проектах, а постоянно совершенствоваться, зарабатывать своей профессией. Это сценаристы, режиссеры, операторы, художники, осветители, гримеры… Такой же пример – Бурятия. И если Уфа станет площадкой, где авторам из регионов будет возможность показать себя, услышать критику профессионалов, оценку по гамбургскому счету – то этот фестиваль станет одним из самых нужных и долгожданных.  

Участник фестиваля, кинорежиссер, оператор  Насур Юрушбаев (Германия):

Добрый день, уважаемый, любимый АКБУЗАТ! Уважаемые организаторы! Спасибо за приглашение на ваш прекрасный фестиваль! Для меня это было почётно, и я чувствовал себя счастливым человеком! Первый фестиваль всегда трудно организовать, но вы прекрасно  справились, и более того: вы во многом преуспели даже...  например - с тюбетейками. В памяти у меня останутся прекрасные имена вашего  гостеприимного края: Зухра, Вилюра, Лиана, Линиза, Лилия, Тамила, Гульнур, Кира, Элина… Я буду помнить АКБУЗАТ как прекрасное мгновенье в моей жизни! Надеюсь на новые встречи! Я буду очень стараться, чтобы эта встреча состоялась...

Участник фестиваля, сценарист, продюсер Бакытбек Турдубаев (Кыргызстан):

Спасибо, все было прекрасно. Самое главное – фильмы, действительно, отобрали хорошие. Желаю удачи!

Участник фестиваля, кинорежиссер Владимир Харченко-Куликовский (Россия, Москва):

Уважаемая дирекция и организаторы кинофестиваля Серебряный Акбузат! Хотел бы выразить всем Вам огромную благодарность за возможность участия в Конкурсе Вашего прекрасного Фестиваля, и за то тепло, внимание и уважение, которым Вы окружили, не только нас, участников, но и, в первую очередь, замечательных зрителей Башкирии. От всей души желаю Фестивалю процветания, долгих-долгих лет и выхода на самый высокий международный уровень. С благодарностью и уважением, участник конкурса короткометражного игрового кино, режиссер фильма "Зависть" Владимир Харченко-Куликовский

Зритель фестиваля, художник  Куклина Юлия Павловна

Выражаю огромную благодарность руководителям фестиваля. Программа очень интересная, познавательная. Узнала много нового о своей стране и бывших республиках.

Большое спасибо!

Зритель фестиваля  Абдрахманова К.Т.

Очень хороший фильм – «Курманджан Датка». Один из лучших фильмов из просмотренного мною. Это было великолепно! Вам всего доброго и успехов!

Зритель фестиваля Киреева Лилия Хабибовна

Мне понравился фильм «Личное дело». Я прочувствовала судьбу солдата, пережила его жизнь. Мой сын, также как и этот солдат,  служил в те годы. К сожалению, моего сына нет. Он был таким же преданным своей Родине и писал такие же письма, которые я по сей день перечитываю, вспоминаю его, единственного сына.

Зритель фестиваля Узбекова Н.Л.

Огромное спасибо за фильм «Курманджан Датка».

Зритель фестиваля Бикбулатова З.Ф.

Меня буквально потряс фильм «Курманджан Датка». Актуальная тема для сегодняшнего дня, игра артистов, режиссура, костюмы – все было отлично! Спасибо большое за этот фильм. Мы так мало знаем о других тюркских народах, хотя и жили в одном государстве.

Зритель фестиваля, Туйсина Р. 

Большое спасибо за кинофестиваль! Понравились практически все фильмы.  Особенно запомнился фильм «Бастау». Режиссеры очень смелые. Спасибо!